Интерактивные игрушки – удивительное порождение эпохи глобальной компьютеризации. Ныне живущее поколение людей ещё застало те времена, когда малышей приводили в восторг куклы, закрывавшие глаза и произносившие слово «мама». Сегодняшний младенец, порой не достигший трёхлетнего возраста, уверенно жмёт кнопки игрушечного ноутбука и подаёт команды пугающе реалистичному питомцу, который не только послушно их выполняет, но и вступает с хозяином в пререкания на русском и английском языках, реагирует на прикосновения, радуется, обижается и может даже укусить.
Сейчас интерактивные игрушки оптом и в розницу можно купить, как в Интернете, так и офлайн. Многие из них настолько интересны, что иногда трудно понять, кто получает от игры больше удовольствия – ребёнок или родители. Разделить их можно на несколько групп по следующим признакам:
Подробнее о каждой из них речь пойдёт ниже.
Сегодня ребёнок впервые сталкивается с этим электронным чудом буквально ещё в колыбели. Интерактивные игрушки для самых маленьких рекомендуются детям с 6-месячного возраста. Как только младенец начинает осмысленно рассматривать окружающие предметы, вместо подвешенных над кроваткой мобилей и погремушек можно установить специальную «умную» панель со съёмными игрушками ярких расцветок, которая может издавать разные звуки – голоса птиц и животных, музыку. Ребёнок имеет возможность нажимать кнопки, снимать игрушки со штанги, трогать и рассматривать их.
Когда он становится старше (от 1 до 3 лет), у него появляются любимые питомцы, выполняющие голосовые команды, умеющие петь и танцевать, имитировать голоса хозяев, реагировать на прикосновения. В роли таких интерактивных друзей выступают различные зверушки – котята, собачки, попугайчики и даже примитивные роботы. С их помощью ребёнок учится различать цвета, развивает логику, музыкальный слух, мелкую моторику. По назначению их можно отнести к развивающим.
По мере взросления ребёнка «взрослеют» и игрушки. Есть модели, которые растут и развиваются вместе с ним, учатся ходить, петь и танцевать, читать и считать, учат английский. Они знают много песенок и разных историй, имеют свой характер, умеют выражать эмоции, обладают развитой мимикой. У игрушек появляется функция обучения.
Особенно богатая мимика у кукол и пупсов, по понятным причинам пользующихся наибольшей популярностью у девочек. Пупсы полностью имитируют поведение младенца. Они могут плакать, есть, пить, и ходить в туалет. Куклы для девочек постарше могут поддержать простую беседу.
Одновременно с усложнением конструкции кукол и домашних питомцев, усложняется и набор электронных гаджетов – детских планшетов, ноутбуков, роботов и достаточно сложных конструкторов для детей старшего возраста. Все они интерактивны, способны общаться с хозяином на его языке, обучать, развлекать его, решать вместе с ним задачки и головоломки, выполнять команды.
Роботы могут по команде выполнять простые задания, приносить предметы, поддерживать разговор. Как правило, ими можно управлять и программировать их при помощи специальных программ, загружаемых в компьютер или смартфон. Дети постарше имеют возможность сами конструировать таких роботов из предложенных деталей по своему желанию и вкусу. Это целый мир, живущий по своим законам компьютерной логики.
Преимущества таких игрушек для ребёнка перед компьютерными играми очевидны. Но есть и минусы. К сожалению, пока цены на них довольно высоки. Кроме того, родителям стоит проследить, чтобы игры с интерактивным электронным другом не подменили в какой-то момент их ребёнку общения с живыми сверстниками.